• Автоматизация торговли
  • Автоматизация общепита
  • Инфраструктурные решения
  • Автоматизация медицины
  • Обслуживание
Главное меню




Автоматизация общепита и с чем её едят?

Автоматизация общепита – это процесс специфический со своими особенностями, трудностями и проблемами. Чтобы этот процесс прошёл максимально успешно и принёс положительные результаты, включая увеличение прибыли и оптимизацию управленческих и других бизнес-процессов на предприятии, нужно подходить к его реализации максимально тщательно и продуманно.

Для ведения успешного бизнеса владелец предприятия общепита должен учитывать целый ряд критериев и чётко представлять себе ответы на следующие основополагающие вопросы: кто является постоянными клиентами заведения, какие блюда пользуются наибольшей популярностью, а какие нет, на какой день недели приходится своего рода пик посещаемости и наоборот и т.д. Сбор, обработка и анализ подобной информации вручную практически невозможен, так что без специальных систем не обойтись.

Кроме того, общепит – это идеальная атмосфера для незаконных действий со стороны нечистого на руку обслуживающего персонала. По статистике, этот параметр в данной сфере близится к 100 процентам! Чем не мотив для проведения комплексной автоматизации? Ведь полная компьютеризация всех бизнес-процессов и строгий учёт продукции позволяет если не полностью решить проблему злоупотреблений сотрудников, то значительно сузить круг их возможностей в данном направлении. Способы могут быть разными: от видеонаблюдения за работой персонала до подключения к системам баз данных для отслеживания действий сотрудников. Подход может быть выбран сугубо индивидуальный.

Работа предприятия общепита – это процесс многоуровневый, т.е. ситуация складывается таким образом, что готовит блюда один человек, подаёт другой, а отпускает третий. И это уже не говоря о сотрудниках склада, бухгалтерах и других работниках, каждый из которых находится на значительном расстоянии друг от друга. Здесь без автоматизации просто не обойтись, ведь она позволит синхронизировать процесс функционирования предприятия, ликвидировав все проблемы и противоречия.

Как выбрать систему автоматизации?

Сегодня IT-компании предлагают своим клиентам огромный выбор программного обеспечения, в том числе и для предприятий общественного питания. При выборе соответствующей системы автоматизации и компании, которая будет её реализовывать, стоит ориентироваться на стандарт RAS (Real Automation Standard).

Другими словами, компания-заказчик должна ставить перед собой задачу не просто оптимизировать процесс управления предприятием, а полностью автоматизировать и компьютеризировать всю структуру ведения бизнеса. Кроме того, при выборе компании очень важно ориентироваться на будущее. Ведь Вам предстоит сотрудничать с данным поставщиком программного обеспечения на протяжении определённого, возможно, длительного времени, так что нужно смотреть на ситуацию в развитии.

Так как в данный момент мы рассматриваем системы автоматизации предприятий общепита, при выборе IT-компании важно ориентироваться на тех поставщиков, которые разбираются в специфике работы столовых, ресторанов и других подобных заведений и уже имеют опыт такого типа сотрудничества. Кроме того, обязательно обратите внимание на то, какие возможности по улучшению бизнеса, помимо оптимизации учёта, предоставляет система. Прежде всего, здесь нужно учитывать сбор и анализ данных работы предприятия, по результатам которых можно осуществлять оптимизацию закупок и поставок, организацию более эффективных и выгодных отношений с клиентами, а также средства для пресечения и предотвращения злоупотреблений со стороны сотрудников.

В идеале лучше выбрать для себя так называемое «комплексное решение», т.е. вариант, при котором IT-компания предлагает сразу и оборудование, и программное обеспечение, обеспечивая обучение сотрудников и техническую поддержку.

И, наконец, нельзя не сказать несколько слов о самом оборудовании. Ведь от его качества и соответствия установленным стандартам зависит успех хода всего процесса автоматизации. Например, контрольно-кассовые машины (ККМ) должны обязательно иметь так называемую фискальную память, куда заносятся все данные по операциям. Всё оборудование должно обязательно быть одобрено Государственной межведомственной комиссией по ККМ и внесено в Государственный реестр ККМ. Учтите, что сертификации подлежит сразу весь комплекс «оборудование + программное обеспечение». На данный момент для предприятий общепита существует лишь 18 подобных комплексов, так что выбор нужно делать основательно и последовательно.

Как показывает практика, автоматизация полностью окупается уже через 3 месяца после установки программного обеспечения. Но это лишь средний показатель, ведь даже на предприятиях одного типа результаты могут значительно различаться. Мало просто установить систему, нужно ещё научиться ей правильно пользоваться. Так что имейте в виду, автоматизация и компьютеризация деятельности Вашей столовой или ресторана не ограничится покупкой и установкой вышеописанного комплекса. Обязательно необходимо учитывать затраты на последующее техническое и сервисное обслуживание, периодическую установку обновлений и, конечно, обучение, переподготовку и повышение квалификации персонала.

Каждый год открываются всё новые и новые предприятия общественного питания: столовые, рестораны, кафе и целые сети заведений. Обычно новый проект сразу автоматизируют. Также большой потенциал для автоматизации представляют собой крупные сети кафе, столовых и ресторанов с удалённым централизованным управлением. Кроме того, постоянно требуется замена уже устаревшего программного обеспечения. Так что потенциал развития автоматизации общепита достаточно высок!